Соборы Солнечногорска и Солнечногорского района

Церковь Троицы Живоначальной
Архитектор: Сооружение относится к XVI в. Построено: 1585 г.
Расположение: Московская область, Солнечногорский район, село Чашниково.
Троицкая церковь в селе Чашниково, принадлежавшем Нарышкиным, впервые упоминается в документах Архива Министерства Юстиции под 1585г. как «каменная о пяти верхах», но, судя по ряду архитектурных черт, была построена раньше, ближе к началу XVI века. В тех же документах указано, что село Чашниково на реке Албе в это время принадлежало боярину Никите Романовичу Юрьеву.
Троицкая церковь – четырехстолпная, крестовокупольного типа, была покрыта тесом, а главы были черепичными. Над западной стеной возвышалась звонница. Церковь лишена алтарных апсид, что является уникальной для ее времени чертой.
В 1688 году владельцем Чашниково стал Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I. При Нарышкиных в конце XVII века обветшавшая церковь реконструируется, ей придаются черты «московского», или «нарышкинского» барокко. Надстраиваются стены основного объема и малые барабаны, пристраиваются приделы и паперть. Старая звонница разобрана, и вместо нее возводится новая небольшая шатровая колокольня с поясом резных узоров в стиле барокко. Сам храм также украшается ложными закомарами с барочными раковинами внутри. Щелевидные проемы заложены, вместо них в стенах прорубаются восьмигранные окна. Ставятся также и новые купола шаровидной формы.
Нарышкины владели селом до 1796г., после них оно перешло к коллежскому асессору Александру Митрофановичу Карепину, при котором были произведены некоторые переделки во внутреннем убранстве храма. Последний известный владелец села – купец А.Т.Денисов (с 1890г.).
В 1895г. с западной стороны к церкви по проекту архитектора А.А.Латкова пристраивают отдельную новую кирпичную колокольню в псевдорусском стиле, мастера Н.М.Сафонова обновляют росписи и переписывают иконы для главного иконостаса. В приделах сохраняются иконостасы середины XIX века.
Главный престол церкви – Троицкий, боковые – Алексеевский (правый) и Владимирский (левый). С постройкой этих приделов связана легенда об участии в судьбе храма царя Алексея Михайловича Романова, который однажды, охотясь в этих краях, увидел заброшенную церковь и, посчитав это за знак Божий, велел обновить ее и пристроить два придела: один в во имя Пресвятой Богородицы в честь её Владимирской иконы, второй – во имя своего святого, Алексея человека Божия. Сам храм царь повелел освятить во имя Живоначальной Троицы. По-видимому, это все же легенда, так как церковь была обновлена и приобрела приделы и колокольню при Л.К.Нарышкине.
Церковь хорошо видна с другой стороны перерезающей село реки, от сельских улиц, быстро застраивающихся новыми коттеджами.
Кроме храма, в Чашниково сохранилось еще одно старинное здание – бывшей церковно-приходской школы, краснокирпичные стены и темная кровля которой видна издалека рядом с голубыми куполами Троицкой церкви.
Церковь Николая Чудотворца
IMG_7435 (600x800)
Построено: 1874-1879 гг. Расположение: Московская область, г. Солнечногорск, ул.Тельнова, д.1
Церковь Святителя Николая была построена на средства прихожан в 1874-1879гг., боковые приделы достраивались в 1889-1891 гг. по проекту И.А.Мазурина. Стиль церкви – псевдорусский. Основной объем храма — кубический, покрытый четырехскатной кровлей; фасады завершаются рядом ложных закомар. Боковые главки поставлены по углам четверика. Барабаны всех главок окружены кокошниками. Приделы декорированы богаче основного куба: их фронтоны украшают кокошники разного размера, под фронтонами поставлены рустованные пилястры. Над западным входом – восьмигранная трехъярусная шатровая колокольня с двумя шатровыми крыльцами по бокам. Шатер колокольни также окружают кокошники. Этот храм, как и Спасский, не закрывался; в нем сохранились главный иконостас 1879г. и иконостасы 1890-х гг. в приделах. На кладбище при церкви сохранилась часовня-усыпальница книгоиздателя А.И.Глазунова, поставленная в 1896г., — кубическая постройка, увенчанная четырехскатной кровлей с главкой, поддерживаемая в порядке. Часовня очень узкая, но высокая, удиви-тельно богато изукрашенная разнообразным металлическим декором. Стены завершаются закомарами с объемными фигурами в них. Очень красива главка — она не гладкая, а также украшенная резьбой. Одна из узорчатых створок дверей выломана, на ее обломок в часовне поставлена икона. Погребенный здесь Александр Ильич Глазунов (1829-1896) — совладелец и представитель известного книгоиздательства Глазуновых, кроме изданий занимался переводческой деятельностью, держал собственный книжный магазин в Москве на Кузнецком мосту.
Местные жители называют ее — Никольская церковь
Церковь Алексия, митрополита Московского
Архитектор: реконструировал в 1777-1782 В. А. Всеволожский
Построено: 1693 г. Расположение: Московская область, Солнечногорский район, с. Середниково
Церковь Алексия Митрополита Московского в Середниково была построена в 1693г. на средства тогдашних хозяев села и усадьбы – князей Егуповых-Черкасских. Разрешение было получено на строительство двухэтажной каменной церкви — теплой внизу и летней наверху, но по каким-то причинам храм был выстроен одноэтажным. Церковь капитально реконструировалась В.А. Всеволожским в 1777-1782. При этом снесли старую колокольню. Небольшая кирпичная церковь с одной апсидой относится к стилю позднего барокко: стены разделены пилястрами, над карнизами размещены декоративные фронтоны. В начале XIX века к церкви были пристроены два придела, в 1865г. – трехъярусная колокольня, верхний ярус которой после революции был снесен и восстановлен только в 2001г. Главный престол храма – Алексия, Митрополита Московского; боковые приделы – Смоленский (правый) и Пятницкий (левый). Так как церковь не закрывалась, в ней сохранился главный иконостас начала 1780-х гг. и резные иконостасы 1890-х гг. в трапезной.
Ее называют Алексеевская церковь
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектор: возведенв по заказу боярина А.С. Матвеева
Построено: 1665 г. Расположение: Московская область, Солнечногорский район, с. Поярково, 112
Церковь Рождества Богородицы, построенная на месте прежней деревянной церкви в 1662-1665гг. на средства боярина Артамона Матвеева, имеет вид одноглавого бесстолпного четверика с тремя ярусами кокошников наверху и одной главкой на украшенном резьбой барабане. К ней примыкает небольшая трапезная, перекрытая полулотковым сводом. Богатый декор церкви, характерный для той эпохи, не утяжеляет ее, а наоборот, придает ее облику ощущение легкости и воздушности. Прежде на церкви с западной стороны стояла звонница, от которой сохранились основания столбов. В 1670-х гг. по заказу А.С.Матвеева к церкви пристраивают изящную и нарядную шатровую колокольню с двумя рядами звонов, рядом «слухов» наверху и украшенными «гирьками» арочными проемами. Резные наличники, порталы и полихромные изразцы, гармонично украшающие церковь, сохранились, как и храмозданная доска на северном фасаде основного объема.
Церковь была богато украшена не только снаружи. Средства ее устроителя позволили оснастить ее и дорогой церковной утварью: золочеными распятиями и паникадилом, иконами в богатых окладах. На колокольне было 10 колоколов, самый большой колокол весил 29 пудов.
До наших дней в интерьере церкви частично дошла древняя роспись в виде растительного орнамента. Единственный престол – Рождества Богородицы, с новым иконостасом, повторяющим формы XVII в.
Село Поярково впервые упоминается в писцовых книгах в 1581г. как ми-трополичье владение с деревянной церковью Георгия Страстотерпца, которая позднее была разобрана.
В 1651г. село переходит во владение боярина, «полковника и головного Московских стрельцов», А.С.Матвеева, который и построил на месте старой деревянной церкви новый храм во имя Рождества Богородицы. Артамон Сергеевич Матвеев (1625-1682), один из видных государственных деятелей времен Алексея Михайловича Романова. Он родился в семье дьячка, служившего царю Михаилу Федоровичу, и воспитывался вместе с Алексеем Михайловичем; позднее стал одним из самых доверенных лиц нового царя и в этом качестве вел дипломатические переговоры на Украине, с поляками, добился закрепления Киева за Россией. Получил в 1672г. сначала чин окольничьего, потом и боярский. После смерти Алексея Михайловича Матвеев оказался в опале и был сослан в Пустозерск. После избрания малолетнего Петра Алексеевича царем был снова возвращен в Москву, где погиб во время стрелецкого бунта.
После гибели Артамона Матвеева село переходит к его сыну Андрею, который в 1728 году продал село Василию Васильевичу Степанову, который владел им до 1739 года. Далее село неоднократно меняло владельцев, чтобы в 1890г. снова перейти к семье надворного советника Степанова. Имели ли они отношение к своему однофамильцу, владевшему селом за сто с лишним лет до них, – неизвестно.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Построено: 1800 г.Расположение: Московская область, Солнечногорский район, с. Льялово
Церковь Рождества Богородицы построена в 1800г. на месте прежней деревянной церкви. Старая церковь, датированная 1622г., была возведена на средства кн. Ромодановского вместо разрушенной в Смутное время церкви Богоявления. Новый храм был выстроен помещицей Е.И.Козицкой, владевшей Льяловым с 1785 по 1812гг. и при которой в самом конце XVIII в. была заложена основа новой усадьбы в классицистическом стиле: с каменным домом на возвышенности, небольшим регулярным парком перед домом и ландшафтным парком внизу, в долине Клязьмы.
Церковь была построена в стиле классицизм и изначально обладала центрической композицией, но после перестройки в 1862г. (по другим источникам — в 1872г.) приобрела трехчастно-осевую форму благодаря новой трапезной с двумя приделами в ней: Покровским и Спаса Нерукотворного. Декоративное убранство церкви не пышное: тосканские пилястры и круглые верхние окна на основном объеме и более широкие пилястры на трапезной. При церкви была с двухъярусная колокольня с шпилем, снесенная после 1917г. и восстановленная в 2003г.
В 1922г. из храма была изъята драгоценная утварь, а в 1937г. он был закрыт и передан жителям села для использования под хозяйственные нужды. В 1992г. храм был возвращен общине верующих и отреставрирован. Название села Льялово связано с прозвищем третьего сына князя Федора Стародубского — Константина (родившегося ок. 1420г.), по прозвищу Льяло. Слово «льяло» по-древнерусски означает «посуда, сосуд с носиком, откуда может выливаться вода», то есть, нечто вроде чайника или сосуда для умывания. Сын Константина Иван входил в свиту великого князя Ивана III, предположительно, тогда ему и была пожалована подмосковная вотчина, которая стала называться по фамилии владельцев Льяловым.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
IMG_1319 (800x600)
Построено: 1782 г. Расположение: Московская область, Солнечногорский район, с. Обухово
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1782г. на средства А.П.Лопухина. Здание церкви – кирпичное оштукатуренное, с деталями из белого камня, выстроено в стиле, переходном от барокко к классицизму. От барокко сохранилась традиционная для него конструкция «восьмерик на четверике», но углы обоих ярусов основного объема скруглены, что предвещает ротондальные завершения классицистических храмов. О барочных традициях свидетельствуют и прямоугольная в плане форма алтаря, и спаренные пилястры на фасадах, и форма наличников на окнах. Массивная трехъярусная колокольня изначально стояла отдельно от храма, и только в 1837-1839 гг. была присоединена к ней перестроенной трапезной в стиле ампир, с умеренным декором. В 1881г. вторая большая переделка, произведенная, как и первая, на средства прихожан, выразилась в пристройке двух приделов – северного и южного – в псевдорусском стиле, по проекту Н.А.Зборжевского.
Интерьер церкви интересен сохранившимся барочным иконостасом главного престола (Успенского) конца XVIII в., в шесть ярусов, резным и золоченым, с иконами начала XIX в., переданными из Покровской церкви с. Головково. Боковые приделы – боковые приделы Александро-Невский (левый) и Рождество-Богородицкий (правый); в трапезной приделы Алексеевский и Сергиевский. Рядом с храмом сохранились старые посадки липы, березы, тополя. Неподалеку от храма видны мрачные развалины двухэтажной кирпичной богадельни, довольно большой для села.
Церковь Спаса Всемилостивого
IMG_1296 (600x800)
Построено: 1759 г.Расположение: Московская область, г.Солнечногорск, ул. Спасская, 12/1
Церковь Спаса Всемилостивого была построена в 1759г. владельцем села Спасское-Телешово (Спас-Слободки) П.И.Лопухиным. Кирпичное оштукатуренное здание в стиле барокко, с трехчастно-осевой композицией, представляет собой пример интересной двухъярусной архитектуры с высоким подклетом, свойственной для барочных храмов. Нижняя церковь Смоленской Божией Матери была зимней, верхняя Спаса Всемилостивого – летней. Летняя церковь изначально была обведена галереями с открытыми арками, позднее застекленными. Симметричная прямоугольному алтарю трапезная соединяет церковь с трехъярусной колокольней. Декор церкви также характерен для московского барокко: наличники с «ушками», пилястры с рустовкой. В верхней церкви сохранился многоярусный иконостас XVIIIв., в нижней – иконостас конца XIXв. Их спасло то, что церковь не была закрыта и все время оставалась действующей. Это старейшая из церквей нынешнего города Солнечногорска, история которого связана с прохождением через эти места дороги на Петербург и Великий Новгород. Издревле по территории нынешнего Солнечногорского р-на проходил торговый путь из Москвы в Ве-ликий Новгород. После постройки Петербурга в начале XVIII в. эта же дорога связала старую и новую столицы Российской Империи. В XVIII в. дома крепостных крестьян были объединены в село Гомзино (по фамилии владельца), которое немного погодя стали звать Солнышной, а позже – Солнечной Горой. Видимо, здесь сыграло роль расположение села в красивом месте. К 1917г. село Солнечная Гора имело статус волости. В нем было 15 купеческих и 50 крестьянских домов на трех-четырех улицах с проулками, немного меньше был соседний пристанционный поселок Подсолнечный. Самой крупной в селе была фабрика хлопчатобумажного качества «Волокно», принадлежавшая Федору Львовичу Кнопу. Он же был владельцем Сенежского озера, на котором была пристань и ходил теплоход «Сусанин»; на дамбе стояла электростанция, снабжавшая фабрику электричеством. Сохранилась усадьба Кнопа на полуострове на южном берегу Сенежского озера. В селе было две земских школы и довольно большая библиотека, работали мельница и семь хлебопекарен. В 1929г. село Солнечная Гора было преобразовано в рабочий поселок Солнечногорский, ставший центром одноименного района. В поселок вошли и близлежащие деревни, в том числе Спасское-Телешово. В 1938г. поселок получил статус города; к этому времени его население составило 11 тыс. чел. После Великой Отечественной войны многие здания города пришлось отстраивать заново. К этому времени относятся немногочисленные уцелевшие деревянные бараки и трех- и четырехэтажные кирпичные оштукатуренные дома в стиле т.н. провинциального «сталинского ампира».
Называют ее — Спасская церковь
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Построено: 1676- 1678 гг. Расположение: Московская область, Солнечно-горский район, с. Андреевка
Первые сведения о деревне Андреевке относятся к 1585 году. Она носила разные наименования — Овсяниково, Андреевское, Спас — Андреевское, Спасское, Андреевка. Фёдором Маркиным деревня Андреевская была продана Фёдору Юдину, сыну Хрипунову. В писцовой книге за 1585 год сообщается, что …» за Фёдором Юдиным, сыном Хрипуновым, за сотником стрелецким в вотчине деревни Андреевская, Марково тож… и пустошь, что была деревней Овсяниково». В 1621 году эта вотчина была продана Никифору Вельяминову. В 1623 году она куплена Григорием Нефедьевичем Нероновым. С этого времени деревня Андреевская находится в руках династии Нероновых в течение почти трёх столетий. Так, в 1671 году Григорьево имение было дано его сыну Ивану, царскому стольнику. Иван Неронов в 1676- 1678 годах на свои средства, построив имении каменную церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Она была освящена в престольный праздник Всемилостивого Спаса и поэтому носила ещё и второе наименование — Спасская. Село Андреевское стало называться — Спасское (в некоторых источниках — Спас — Андреевское)…
После Ивана Григорьевича Неронова с 1703 года имением владели его сыновья Илья и Борис. От Ильи с 1753 года половина имения передана племяннику Михаилу Борисовичу, а вторая половина после Бориса Ивановича — сыну Александру, от которого затем имение перешло к его детям Петру, Борису и Андрею с его родными сёстрами Федосией, Екатериной и девицами Варварой и Александрой. Александра же свою часть продала родному брату Петру Александровичу Неронову. В середине прошлого века село Спасское — Андреевское принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Андреевичу Неронову (его могила находится недалеко от входа в Спасскую церковь) и штабс-капитану Владимиру Сергеевичу Гвоздеву. В селе церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, 31 двор.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий